[personal profile] nedosionist

Окаывается, Карл Маркс и Фридрих Энгельс – это не муж и жена, а четыре разных человека.
(из анекдота)

Хумаш (Пятикнижие) состоит из двух книг: Сефер Тора и Сефер Моше.

Обычно все эти три названия используются как синонимы, с одним референтом. Однако, называя Хумаш Сефер Тора, либо Сефер Моше, мы подчеркиваем разные аспекты. Сефер Тора – можно понимать либо как «книга «Тора»», где «Тора» – это название книги, либо «книга о Торе», где Тора – это ее предмет. Аналогично, называя Хумаш Сефер Моше, мы говорим либо о Моше как авторе книги, либо как о ее главном герое.

Эти вариации перекрещиваются: Сефер Тора – это книга о Торе, написнная Моше; Тора – это тема и предмет этой книги; Сефер Моше – это книга о Моше, называемая Торой. Эти книги объединены воедино, так что стихи одной перемежаются стихами другой (см. «Чередование»). Некоторые из стихов при этом совпадают в обеих книгах. Эти стихи и эти книги имеют совеершенно разный статус. Более популярно чтение Сефер Моше, особенно среди детей и христиан; я читаю и комментирую-переписываю Сефер Тора.

Сефер Тора – это книга о сути религии; Сефер Моше - это книга о культе. То, что делает Сефер Тора святой – это ее предмет; несколько упрощая, Сефер Тора – это книга о святости. Сефер Моше – это книга о некоторых событиях далекого прошлого; Сефер Тора – это книга о вечном, невзирая на различные грамматическо-временные формы: прошедшее, будушее, настоящее, повелительное. Каждое поколение – как будто стоит у Синая, и вышло из Египта.

У этих книг совершенно разный статус истиноости. Достоверность Сефер Моше определяется тем, действительно ли происходили описываемые события, понимаемые условно-буквально; в том случае, когда независимые исторические или археологические данные входят в конфликт с описываемым, возникают вопросы о ее надежности. Достоверность Сефер Тора не имеет отношения к материальному, к истории либо археологии, зато определяется лишь тем, насколько это описание Торы ей соответствует. Это, в частности, означает, что персонажи Хумаша вполне могут быть вымышленными литературными героями, введенными с дидактическими целями, как и отдельные рассказы.

В первую очередь это касается самого Моше. Для Сефер Моше он – главный герой, и нам важно знать, что описываемые события были реальными фактами его биографии, и автором книги явился тот, с кем это все непосредственно произошло. При этом оказываются проблемами, например, вопрос об авторстве последних стихов, и разновременность написания согласно Документальной гипотезе. Если же он не жил, либо не совершил всего изложенного, а лишь часть, либо был собирательным персонажем – истинность и надежность всей Сефер Моше и всего проекта оказывется под вопросом. (Крипке обсуждает связь существовования Моше как личности с набором библейских действий-чудес; однако ситуация оказывается еще сложнее с учетом библейской двусмысленности, поскольку на вопрос «сделал ли Моше Х?», где Х – это чудо/действие в традиционном понимании, рутинно ответ отрицательный, просто исходя из текста.)

Для Сефер Тора, Моше – главным образом автор. Его существование необходимо и гарантировано – наличие текста необходимо доказывет существование его автора. Перефразивуя популярную фразу о бэконистах, «Если Бэкон написал пьесы Шекспира, то когда мы говорим о Шекспире, мы имеем в виду Бэкона (называем Бэкона Шекспиром)», можно сказать, что Моше – это автор Сефер Тора, кем бы он ни был. В конце концов, как зовут р. Меира, наверняка не известно. Если бы Моше в реале звали Васей; если бы это был творческий коллектив, работавший многие поколения, как в случае Талмуда; если бы Моше совместил собственный опыт с накопленным поколениями – во всех этих случаях автором Торы является Моше, просто по определению. Аналогично решается вопрос с содержанием: для того, чтобы описать религиозный опыт (кроме вымысла), его кто-то должен пережить. Совокупность людей, чей религиозный опыт отражен в Хумаше – можно называть Моше.

Такой подход ведет и к реорганизации иерархии веры. Для подхода Сефер Моше вера начинается с опоры на авторитет исторческого Моше, на его же авторитет в получении Торы на Синае, и на этом же по цепи базируется Традиция. Для Сефер Тора, цепочка начинается с Торы, далее к Сефер Тора, ее описывающей, и далее к Моше как ее автору. В отличие от первой, эта цепь надежна.

(Я ранее писал об этом, что «Моше, возможно, для лучшей усвояемости, завернул религиозный трактат о Торе в оболочку исторической хроники одного очень долгого путешествия.» См. также «Устная Тора» о соотношении Торы и Сефер Тора; и «Vayelech: Зачем Хумаш?» об авторстве.)

From:
Anonymous( )Anonymous This account has disabled anonymous posting.
OpenID( )OpenID You can comment on this post while signed in with an account from many other sites, once you have confirmed your email address. Sign in using OpenID.
User
Account name:
Password:
If you don't have an account you can create one now.
Subject:
HTML doesn't work in the subject.

Message:

 
Notice: This account is set to log the IP addresses of everyone who comments.
Links will be displayed as unclickable URLs to help prevent spam.

Profile

nedosionist

December 2018

S M T W T F S
      1
2345678
910111213 1415
16171819202122
23242526272829
3031     

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Apr. 20th, 2019 03:17 am
Powered by Dreamwidth Studios